В хозяйственной деятельности бывают случаи возврата товаров.
Пример 5. 05.02.2002 г. покупателю были выданы 160 грн (см. таблицу в предыдущей задаче) за возвращенный в торговую точку ООО "Добро" джемпер "Медведь", оказавшийся ненадлежащего качества.
Напомним, что возврат денег является расчетной операцией, при которой используют РРО (или КУРО - продавцы, которым это разрешено). В случае если сумма возврата превышает 5 н. м. д. г. (85 грн), необходимо также составить "Акт о возврате товаров и выдаче средств". Для внесения данных о суммах, выданных за возвращенные розничными покупателями товары, используется документ "Возврат в рознице" (меню Документы/Возвраты). Его заполненная экранная форма представлена на рис. 7.
Рисунок 7
В шапке документа выбираем контрагента; магазин, в который возвращен товар, кассу, из которой возвращены деньги. Поскольку в поле Магазин выбран магазин с суммовым учетом, при переходе к табличной части автоматически подставляются значения "Товары в ассортименте" и "Партия по умолчанию". Укажем в поле Кво количество 1, и в поле Цена + - сумму по данным КУРО. Поле Сумма + заполнится автоматически. Нажмем кнопку ОК и проведем документ. В бухгалтерском учете в программе при возврате проводится сторнирующая проводка по кассе в корреспонденции с кредитом счета 704 "Отчисления из дохода". Как мы уже отмечали выше, в случае если проводки по кассе проводятся только кассовыми ордерами, нужно будет сформировать "Расходный кассовый ордер". В отчете о финансовых результатах эти суммы отражаются по строке 030 "Прочие отчисления из дохода".
В налоговом учете при возврате необходимо уменьшить сумму валового дохода, признанного при продаже товара. Если операции продажи и возврата товаров осуществлены в различных налоговых периодах, сумму возврата (без НДС) необходимо отразить в стр. 8.6 приложения "Е" к Декларации о прибыли и, соответственно, в стр. 8 Декларации со знаком "-". Вид валовых доходов мы выбираем на закладке Дополнительно электронной формы документа (рис. 7). Необходимо также возобновить учет прироста (убыли) балансовой стоимости по п. 5.9 Закона "О налогообложении прибыли".
Поскольку розничные покупатели - физические лица (неплательщики НДС), к сожалению, нет оснований для пересмотра налоговых обязательств по НДС (п. 4.5 ст. 4 Закона о НДС). В программе принято, что все розничные контрагенты - неплательщики НДС. Если розничным покупателем является контрагент - плательщик НДС, корректирующую проводку по НДС формируют вручную. Напомним: пп. 7.4.1 Закона о НДС ограничивает право на налоговый кредит при возврате бракованных товаров 10% валовых затрат. Приложение 2 (расчет корректирования) в таком случае составляется на основании "Акта о возврате товара и выдаче средств".
Теперь рассмотрим возврат товара в главный магазин ООО "Добро", в котором ведется количественно-суммовой учет. Рассмотрим только заполнение табличной части документа "Возврат в рознице" для этого случая (фрагмент экранной формы представлен на рис. 8).
Рисунок 8
Необходимо выбрать ТМЦ (можно сделать это, нажав кнопку Подбор) и партию, к которой принадлежал возвращаемый товар (по партии будет восстановлена учетная стоимость товара). Желательно выбрать и розничную накладную (из открывшегося журнала документов), на основании которого был продан товар. Если известно, каким документом "Розничная накладная" были проданы возвращаемые товары, документ "Возврат в рознице" следует ввести на его основании. При этом все поля будут заполнены, останется только удалить лишние строки и правильно установить количество возвращаемых товаров. Аналитика для валовых доходов устанавливается на закладке Дополнительно.
При возврате товара в магазин с количественно-суммовым учетом документ формирует набор сторнирующих проводок, в том числе по оприходованию возвращенных товаров и восстановлению торговой наценки.
В течение месяца в магазине с суммовым учетом мы отражали только доход от реализации товаров (см. проводки документа, рис. 5). Для определения себестоимости реализованных товаров по окончании отчетного месяца рассчитывают реализованную торговую наценку. Расчет торговой наценки, относящейся к выбывшим товарам, согласно п. 22 П(С)БУ 9 "Запасы", производится методом среднего процента. Полученная сумма торговой наценки подлежит списанию с субсчета 285 "Торговая наценка", и на эту же сумму необходимо дебетовать 902, чтобы получить себестоимость товаров. В "1С:Бухгалтерии для Украины" определять реализованную торговую наценку необходимо для магазинов с суммовым учетом, поскольку для магазинов с количественно-суммовым учетом себестоимость товаров определяется и списывается документом "Розничная накладная".
Пример 6. Рассчитаем торговую наценку, реализованную в феврале для торговой точки ООО "Добро".
Для этого предназначен документ "Определение торговой наценки" (меню Документы/Розница/Определение торговой наценки). Документ вводится в конце месяца, после внесения информации обо всех продажах и возвратах. Диалоговая форма документа и его проводки для подразделения "Торговая точка" в феврале приведены на рис. 9. Такой расчет делается для каждого магазина с суммовым учетом.
Рисунок 9
Получить информацию для расчета реализованной торговой наценки можно, сформировав отчет "Анализ субконто "Торговая точка" (рис. 10).
Рисунок 10
Сделаем соответствующий расчет вручную:
ТНр = (0 + 323,45) : (0 + 2260) х (1262- - 160) = 157,72 грн.
Себестоимость = 1102 - 157,72 = 944,28.
Таким образом, для магазина с суммовым учетом мы определили реализованную за месяц торговую наценку и себестоимость реализованных товаров в соответствии с требованиями П(С)БУ 9 "Запасы".
1. Можно ли редактировать реквизиты операции и проводок, которые сформированы документами?
Данная возможность определяется при конфигурировании программы.
2. Можно ли установить режим сквозной автоматической нумерации документов различных типов?
Можно, если при конфигурировании для данных документов установлен
единый нумератор.
3. К каким последствиям приведет преждевременное прекращение процесса создания архивной копии базы данных?
Процесс архивирования можно прервать преждевременно, это не приведет к разрушению архивируемой базы данных, однако созданный архив нельзя будет использовать для восстановления данных.
4. В каких режимах функционирования системы определяются права на использование типовой операции? А может быть, они не управляются?
Это возможно как на этапе конфигурирования, так и в режиме ведения бухгалтерского учета при создании шаблона операции.
5. Можно ли в формульном калькуляторе указать следующую формулу:
К17*23/(14+21) и в каком случае?
Нельзя, поскольку подобная запись недопустима.
1. Имеется ли в программе возможность запретить отдельным категориям пользователей вводить проводки без их предварительного контроля на соответствие списку корректных проводок?
2. Какой период бухгалтерских итогов используется в формулах, ссылающихся на остатки и обороты счетов в режиме "Табло"?
3. Программа позволяет работать с двух- и четырехзначными форматами представления года в датах. Какое влияние на учетные данные окажет изменение первоначально установленного формата?
4. Для каких счетов не может быть сформирован отчет "Оборотно-сальдовая ведомость по счету"?