План урока:
В прошлом уроке мы собрали все фактические производственные расходы месяца (кроме затрат на сырье и материалы) на счете 23 "Производство" и распределили косвенные общепроизводственные расходы между производственной себестоимостью и себестоимостью реализованной готовой продукции. Эти расходы, сгруппированные по видам затрат, представлены на рис. 1.
Рисунок 1
Сегодня мы рассмотрим, как отразить выпуск готовой продукции в течение месяца, внести информацию о незавершенном производстве и довести себестоимость готовой продукции до фактической. В программе это делается в три этапа - списание материалов в производство и приходование готовой продукции в течение месяца производится документом "Калькуляция" в режиме предварительная.
В конце месяца, после распределения общепроизводственных расходов, в программу вносится информация об остатках незавершенного производства документом "Незавершенное производство". На основании данных о фактических затратах производится расчет фактической производственной себестоимости. По каждому виду затрат определяются суммы отклонений плановой себестоимости от фактической и по каждому виду готовой продукции выполняются корректировки документом "Калькуляция" в режиме окончательная.
Поскольку в течение месяца фактическая производственная себестоимость неизвестна, продукцию оценивают по учетной цене. Чаще всего в качестве учетной выбирают плановую (нормативную) себестоимость продукции. Ее рассчитывают исходя из планируемых затрат на производство готовой продукции. На основании плановой себестоимости рассчитывают, в частности, отпускные цены на продукцию в течение месяца.
Само калькулирование себестоимости не является бухгалтерской задачей. Для ее решения на программах "1С" можно использовать специализированные конфигурации. В типовой конфигурации считается, что плановая калькуляция уже известна. Обратим внимание: калькуляция в программе предполагает нормирование не только прямых расходов, но и общепроизводственных по видам. Это сложная задача, которая требует ежемесячного решения, поскольку структура этих расходов, как правило, постоянна, а вот суммы могут меняться в значительных пределах. Что касается структуры расходов, чтобы автоматически корректно определять фактическую себестоимость, калькуляции за январь должны включать как минимум все виды расходов, представленные на рис. 1.
Рассмотрим пример производства швейных изделий ООО "Добро" в январе 2002 года.
Пример. В январе 2002 года ООО "Добро" выпустило два вида изделий: 10 жакетов "Медведь" и 26 джемперов "Акварель".
Для производства жакетов "Медведь" 05.01.2002 г. со склада отпущены материалы по технологическим нормам для производства 12 шт.; 06.01.2002 г. на склад готовой продукции оприходованы 10 готовых изделий. На конец месяца остальные изделия не завершены.
10.01.2002 г. списаны материалы, изготовлены и оприходованы на склад готовой продукции 26 джемперов "Акварель"
В программе "1С:Бухгалтерия для Украины" для хранения информации о готовой продукции используется справочник "Номенклатура". Внесем в него новые изделия.
Откроем справочник (меню Справочники/Номенклатура, рис. 2), и в группе "Продукция" и введем новый элемент "Джемпер "Акварель" (клавиша INS). В поле Вид установим значение Продукция, при этом на закладке Дополнительно будет установлен счет учета 26 "Готовая продукция", счет затрат 809 "Другие материальные затраты", и станет доступной кнопка Состав, открывающая подчиненный справочник "Состав продукции". Перед началом работы с составом продукции необходимо сохранить запись элемента кнопкой ENTER.
Рисунок 2
Справочник "Состав продукции" доступен для каждого элемента справочника "Номенклатура" с установленным видом Продукция. Он содержит список сырья, материалов и других затрат, которые используются для производства продукции. При этом реквизит Затрата может принимать значения из справочника "Номенклатура" (для материалов, которые идут на производство продукции) или из справочника "Виды затрат" (для других затрат, которые относятся на себестоимость продукции - расходы на оплату труда и т. п.). Реквизит Количество позволяет задать количество материалов по технологическим нормам, которое идет на изготовление единицы продукции.
Такой список затрат используется в дальнейшем для заполнения документа "Калькуляция".
На рис. 2 показан состав изделия "Джемпер "Акварель". Он состоит из двух позиций из группы "Материалы" справочника "Номенклатура": "Трикотаж Акварель" и "Лента швейная Цикламен", которые были приобретены ранее, также указаны нормы расхода на единицу продукции.
В программе для оформления операций, связанных с выпуском готовой продукции в течение отчетного периода, в типовой конфигурации предусмотрен документ "Калькуляция". Ввести его можно через меню Документы/Производство/Калькуляция. Созданные документы попадают в журнал "Производство" (меню Журналы/Производство).
Документ "Калькуляция", созданный в режиме ввод нового, является предварительной калькуляцией. Документ, введенный на основании уже существующего документа "Калькуляция", - окончательной калькуляцией. Изменить режим калькуляции нельзя.
Рассмотрим введение нового документа для изделия "Джемпер "Акварель". На рис. 3 приведена диалоговая форма соответствующего документа.
Рисунок 3
Шапка документа содержит две закладки. На закладке Основные, в группе Материалы и продукция, указывается продукция, ее количество и склады списываемых материалов и готовой продукции.
На закладке Налоги и рентабельность можно задать составляющие для расчета продажной стоимости изделия: рентабельность, НДС, акциз, налоги и отчисления с оборота и/или произвольную сумму наценки. Для изделия "Джемпер "Акварель" установлена рентабельность 30%.
В табличной части указывается перечень затрат, включаемых в расчет себестоимости партии продукции. В качестве затраты могут выступать материалы из справочника "Номенклатура" и виды затрат из справочника "Виды затрат". Для материалов указывается партия (для средневзвешенной цены -партия по умолчанию), которую нужно списать, и количество. В графе Сумма предварительная указывается сумма предварительных затрат по видам. Для материалов эта сумма рассчитывается автоматически при проведении документа. Графа Сумма окончательная содержит сумму по окончательной калькуляции. Для предварительной калькуляции эта колонка всегда не заполнена.
Кнопка Заполнить в форме документа позволяет заполнить табличную часть в соответствии с количеством и составом продукции для производимого изделия (строки 1, 2 в табличной части на рис. 3). Суммы затрат указывают для всей выпускаемой партии (в нашем примере для 26 штук).
С помощью кнопки Подбор> можно дополнительно подобрать нужные ТМЦ из справочника "Номенклатура", используя механизм подбора. Кнопка Установить цену предназначена для расчета продажной стоимости изделия с учетом рентабельности, налогов и начислений, указанных на закладке Налоги и рентабельность. Поскольку себестоимость списанных партий материалов определяется только при проведении документа, реальную себестоимость и цену можно определить только после проведения документа (кнопки Провести или ОК).
В бухгалтерском учете могут использоваться различные способы списания материалов в производство - FIFO, LIFO, "по средневзвешенной себестоимости", идентификационным методом (указание партии вручную). В конфигурации "Бухгалтерский учет для Украины" выбор метода списания определяется константой Метод партионного учета (меню Операции/Константы). Метод списания может изменяться при изменении учетной политики.
На рис. 4 приведены проводки документа "Калькуляция" для джемпера "Акварель". Списание материалов в производство происходит одновременно с приходованием готовой продукции. Это удобно для производств с коротким технологическим циклом (в пределах дня) или для тех, кто оформляет списание материалов после выпуска готовых изделий.
Рисунок 4
Если технологический цикл длительный, предполагается незавершенное производство, операции оформляются в ином порядке. Для нашего примера 05.01.2002 г. ткани для производства жакетов "Медведь" передадим в производство документом "Калькуляция" с включенным признаком Только списать материалы в производство (рис.5). В этом режиме документ имеет печатную форму накладной на передачу материалов в производство.
Рисунок 5
Материалы списываются на счета и виды затрат, указанные для каждого из них в форме редактирования элемента справочника "Номенклатура" (группа Затраты на закладке Дополнительно).
При таком режиме работы можно счет затрат и статью определить непосредственно в диалоговой форме документа, включив флажок Выбрать счет затрат. Чаще всего так оформляется списание сырья и материалов для косвенных расходов, для расходов, не входящих в себестоимость (выбираются счета 91, 92, 93).
В табличной части документа указываются списываемые материалы, их партия и количество - как в предыдущем случае. Фрагменты шапки, табличной части и проводки документа приведены на рис. 5 (прямые материальные затраты будут списаны в дебет счета 23 автоматически документом "Финансовые результаты" в режиме Закрытие элементов затрат (счета класса 8)).
Таким образом, для производства 12 изделий "Медведь" списаны материалы общей стоимостью 338,52 грн. Себестоимость материалов на одно изделие составит 338,52 : 12 = 28,21 грн.
06.01.2002 г. при оприходовании готовых изделий "Жакет "Медведь" на склад готовой продукции введем новый документ "Калькуляция" (предварительная) с датой. Документ заполняется так же, как и для джемпера "Акварель". Количество продукции - 10 шт. Вместо списанных ранее ТМЦ указан вид затрат Прямые материальные затраты и их сумма 28,21 х 10 = 282,1 грн. Остальные затраты также рассчитываются на всю партию из 10 шт. Табличная часть документа приведена на рис. 6.
Рисунок 6